Menu

Продавцы и покупатели научились договариваться?

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

Втр, 08/06/2010

В 2009 году здания вдоль центральных магистралей пестрели объявлениями «Продам» или «Сдам». Сегодня их количество заметно уменьшилось. Можно ли считать это признаком выхода из кризиса или собственники просто отчаялись пристроить свои помещения?

 

А.В. Барко, председатель Клуба Брокеров коммерческой недвижимости, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Авеста-Риэлт»:

Снижение количества объявлений «продам», «сдам» не говорит о полном выходе из кризиса, а скорее о том, что часть наиболее устойчивых компаний смогла оптимизироваться и начинает развиваться.

Происходит то, о чем и говорилось ранее, - наиболее знаковые места становятся востребованными. Сейчас лучшее время для подготовки «стартовой площадки». Это понимают как покупатели и арендаторы, так и собственники помещений. Исходя из этого, собственники стараются придержать свои объекты либо для себя, либо до повышения цен.

Поэтому найти отличный вариант недвижимости по приемлемым ценам становится всё сложнее.

Такова тенденция.


М.И. Лось, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Аркада-Стиль»:

Объявлений о продаже или аренде помещений действительно стало меньше, но они не исчезли окончательно. Часть объектов ушла с рынка, так как их удалось продать или сдать в аренду - в основном, сделки заключались, если собственник проявлял лояльность и снижал первоначальную стоимость. Те помещения, что еще предлагаются - либо находятся в неподходящем месте с низкой проходимостью населения, либо их цена выше той, которую готов платить потенциальный покупатель. Но, думаю, если объявление сняли - значит, объект уже не пустует. Однако это вовсе не является признаком улучшения ситуации на рынке. Пока цены опять не начнут расти, говорить об этом преждевременно.


Т.А. Котамов, заместитель генерального директора по коммерческой недвижимости, ООО «Сибинком»:

Я не связываю уменьшение числа таких объявлений с тем, что у всех объектов нашелся новый хозяин или арендатор. Скорее, собственники отчаялись пристроить свой объект и просто не считают целесообразным дальше тратить деньги на рекламу. Многие объекты могут по полгода стоять на продаже, так как владелец не желает снижать цену, которая уже не соответствует  реалиям рынка. Ведь, по большому счету,  денег у людей как не было, так и нет. Банки в последнее время активизировались и начались разговоры о возможности выдачи кредита под коммерческую недвижимость. Но даже для тех заемщиков, которые будут отвечать требованиям банка, процентные ставки довольно высоки. Мы ожидаем, что они составят 15-17, а то и все 20% - то есть, намного больше, чем под жилищное строительство.

 

М.В.Сыров, генеральный директор ООО «Фирма «Золотой ключик»:

Почему объявлений стало меньше? Думаю, часть собственников смогла пристроить свои помещения, а часть - задействовала их во внутренние резервы. Возможно, небольшие площади хозяева сами смогли использовать для открытия каких-то предприятий, а если речь идет о крупных торговых комплексах - нашли арендаторов и сошлись в цене. Но это вовсе не показатель того, что кризис пошел на спад. Просто сейчас пришло время договариваться. Если раньше владелец недвижимости, которого не устраивала предложенная арендатором цена, мог отказать ему и спокойно ждать лучшего варианта, то сегодня приходится идти на компромисс и снижать ставки, лишь бы помещение не пустовало.

 

С.Г. Давидонсов, специалист по коммерческой недвижимости, ООО «Стратегия партнерства»:

Объявлений стало меньше, во-первых, потому, что продавцы хотят получить за свой объект такую сумму, которую не готовы платить покупатели. Во-вторых, хорошие объекты уже выкуплены, а те, что остались - не востребованы из-за неудачного местоположения. Они могли бы заинтересовать некоторых покупателей, если цена была бы значительно снижена. Но у продавцов все еще остается надежда получить сверхприбыль от сделки, и в этом случае объекты могут пустовать годами, пока собственник не предложит приемлемую цену. Те же инвесторы, у которых есть деньги, в любом случае не станут приобретать помещения в «плохих» местах, а дождутся, пока выставят на продажу ликвидный объект.

 

А.А. Стуков, директор Департамента коммерческой недвижимости компании «МИЭЛЬ»:

В период падения цен  и арендных ставок на недвижимость  в разы увеличилась миграция арендаторов, в первую очередь в сторону меньших площадей и ставок. Следствием чего стало большое количество освобожденных площадей.  Часть собственников пыталось поправить свой баланс за счет продажи коммерческих площадей. Рынок был затарен. За последние полтора-два года часть продавцов и арендаторов с помощью риэлторских агентств или самостоятельно  смогла решить вопросы, связанные с недвижимостью. Большей частью это именно объекты в наиболее привлекательных местах. Другая часть игроков отложила их решение до той поры, когда рынок станет более активным. Поэтому количество объявлений в ключевых местах города  действительно уменьшилось. Однако кардинально ситуация не изменилась, и понадобится еще несколько лет, прежде чем рынок наберет обороты.



журнал «Бизнес-Недвижимость» от 07.06.2010

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ