Menu

Почему инвесторы не идут в Омск?

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

ВС, 11/04/2010

В России есть регионы, куда инвестор идёт с удовольствием: это юг России, Санкт-Петербург, Москва и Подмосковье и др. К сожалению, Омская область не входит в число лидеров по привлечению средств. Причин много, как субъективного, так и объективного характера.


Несмотря на то, что «кризис закончился», инвесторы в Россию идут неохотно, наблюдается даже отток капитала из страны. Как сегодня оценивается инвестиционная привлекательность Омского региона и что мешает ее росту?


А.В. Барко, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Авеста-Риэлт»:

В России есть регионы, куда инвестор идёт с удовольствием: это юг России, Санкт-Петербург, Москва и Подмосковье и др. К сожалению, Омская область не входит в число лидеров по привлечению средств. Причин много, как субъективного, так и объективного характера. Главная - мы не можем доказать инвестиционную привлекательность региона. А ведь у нас неплохое географическое положение, учитывая, что экономика «востока» растёт стремительно. В Омске сравнительно недорогая рабочая сила, неплохая инфраструктура, энерговооруженность, огромные земельные ресурсы, хорошая научно-образовательная база и т.д. Считаю, что только политика централизации мешает развитию большинства регионов, в том числе и Омской области.

 

М.И. Лось, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Аркада-Стиль»:

Даже до кризиса Омск уступал крупным соседним городам в инвестиционной привлекательности. На это есть ряд причин. Одна из них - трудности с получением и оформлением земельного участка со всеми коммуникациями под объект в Омске. Да и сама изношенность этих коммуникаций, в которые многие годы не вкладывались средства, способна отпугнуть потенциальных инвесторов.  Преимущество региона, которое мы могли бы использовать для привлечения бизнесменов - наше географическое положение: наличие дорог во все стороны, реки Иртыш, соединяющей область с ближним Зарубежьем. Но идея позиционирования Омска как транспортного узла почему-то не находит понимания ни у местных властей, ни у предпринимателей. А раз нет желания повышать привлекательность региона, то о каком успешном развитии бизнеса можно говорить?..


С.Г. Давидонсов, специалист по коммерческой недвижимости, ООО «Стратегия партнерства»:

На мой взгляд, в рейтинге инвестиционной привлекательности Омск находится где-то очень далеко внизу. Так было и до кризиса. Омск - бюджетный город, зарплаты здесь низкие, это сказывается на покупательской способности населения, и в итоге отражается на всех сегментах недвижимости. Поэтому сетевым магазинам с дорогими товарами просто нет смысла к нам заходить. Крупные заводы «Полет», «Баранова» и прочие предприятия военно-промышленного комплекса по сути стоят. Более или менее преуспевает Нефтезавод, но налоговые отчисления оттуда уходят в Санкт-Петербург. Бюджет у Омска небольшой, его катастрофически не хватает, а денежная масса не прибавляется. Чтобы ситуация изменилась, нам нужно развивать производство, создать хотя бы полтора десятка градообразующих предприятий, которые активизируют приток капитала. Это отразится на покупательской способности населения и спровоцирует рост во всех отраслях.


А.А. Стуков, директор Департамента коммерческой недвижимости компании «МИЭЛЬ»:

 Когда страна переходила к рыночной экономике, Омск перестроился позже других городов. Роль транспортного узла, которая исторически могла принадлежать нам, досталась Новосибирску. Оно и понятно, ведь у нас даже международный аэропорт до сих пор не могут построить. У нашего региона явно выраженная сельскохозяйственная направленность, а при отсутствии индустрии говорить о каком-то развитии сложно. Кроме того, мы находимся довольно далеко от других городов, практически «на отшибе», это создает трудности для коммуникаций. Можно ли как-то повысить привлекательность региона для инвесторов? Я не вижу путей, как это сделать. Когда макроэкономика России начнет подниматься, ситуация в Омске может улучшиться, но резкого «прорыва», на мой взгляд,  все равно не случится.

 

М.В. Сыров, генеральный директор ООО «Фирма «Золотой ключик»:

Я считаю, что, во-первых, по своему географическому положению Омск уступает тем же Новосибирску и Екатеринбургу. У них соседние областные центры находятся на более близком расстоянии, а это облегчает торговые отношения и взаимодействие бизнеса в целом. К примеру, у Новосибирска три крупных областных центра находятся в радиусе двух часов езды на автомобиле. У нас до ближайшего города Тары - 300 км, до Тюмени - уже 600 км и т.д. Кроме того, деловая активность в нашем регионе ниже, люди меньше зарабатывают и, соответственно, меньше тратят. Поэтому крупные операторы довольно вяло заходят в Омск либо очень скоро «сворачивают» свой бизнес здесь. Крупных налогоплательщиков у нас почти нет, а мелкие предприятия не способны наполнить бюджет города. Тот небольшой объем федеральных средств, который поступает в городскую казну, сразу же осваивается. По большому счету, мы держимся на одной торговле, но для развития этого недостаточно. Нам необходимы крупные предприятия по производству тех товаров, которые будут востребованы на рынке. Без этого вряд ли можно говорить о каком-то росте инвестиционной привлекательности Омска.

 

Т.А. Котамов, заместитель генерального директора по коммерческой недвижимости ООО «Сибинком»:

На мой взгляд, одна из главных причин низкой инвестиционной привлекательности Омска - непомерно большое налоговое бремя.  Зачастую даже те бизнесмены, которые имеют здесь землю в собственности, закрывают предприятия, чтобы не работать себе в убыток. Земля стоит дороже зданий! У нас достаточно свободных участков, где можно строиться - как на территории города, так и в вблизи него. Но они не осваиваются, в том числе из-за сложной процедуры оформления. Если крупные федеральные операторы еще могут «бороться» с системой, то у более мелких игроков нет на это ни сил, ни средств. Кроме того, Омск - периферийный город, расположенный довольно далеко от крупных соседей, и это тоже не способствует притоку инвесторов. Думаю, что и после кризиса ситуация не улучшится - хорошо бы вернуться хоть на прежний уровень!



журнал «Бизнес Недвижимость» от 12.04.2010

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ