Menu

Развлекательная сфера Омска: оценки и прогнозы

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

Втр, 23/03/2010

Кризис пошел на спад, и люди вновь стали готовы тратить деньги на отдых.

Однако сфера досуга Омска не способна удовлетворить потребности жителей, считают многие эксперты. Каких проектов не хватает городу, с какими трудностями сталкиваются бизнесмены при открытии новых заведений и что ждет местный рынок развлечений в ближайшем будущем?

По мнению некоторых участников рынка, омичи, не выезжающие за пределы города, не знают, что такое качественный отдых. Столь удручающее положение дел объясняется низким уровнем доходов нашего населения и, следовательно, отсутствием спроса на высококлассные заведения досуга. Однако другая часть экспертов считает, что в Омске ощущается явный дефицит объектов развлекательной сферы, поэтому данное направление у нас очень перспективно. Чего не хватает жителям для полной «разрядки» и в чем секрет успешного развития проекта, рассуждают участники рынка.


Наталия Зеленкова, управляющая РК «Европарк»:

«Развлекательный бизнес появился в России сравнительно недавно, крупные сетевые операторы «дошли» еще не до всех регионов, поэтому омичам высокий уровень отдыха пока не знаком. Прежде чем запустить «Европарк», мы изучали подобный опыт других городов в России и за рубежом, выстраивали маркетинговую политику, подбирали современное дорогостоящее оборудование - в общем, разработкой проекта занимались довольно долго. Мы хотим показать жителям качественно новый уровень обслуживания.

Каждый этаж семейного комплекса имеет оригинальную концепцию, что будет выражено в дизайне помещений, одежде персонала и предлагаемых программах развлечений. Первый этаж рассчитан на взрослых посетителей, второй - для молодежной аудитории от 15 лет и третий - для детей от 1 года. Если анализировать ситуацию в Омске, то, считаю, что имеющееся здесь количество предложений не способно удовлетворить спрос населения. Положим, если бильярдных у нас хватает, то пара крупных ночных клубов на весь город - вряд ли хороший показатель. Почти ничего нет для детей до 12 лет и подростков.

Между тем, развлекательный бизнес - самый доходный и динамично развивающийся на российском рынке, его ежегодный рост составляет 15-20%, чего не скажешь о других отраслях. Разумеется, определенные риски при открытии нового заведения есть, и в целом кризис не мог не сказаться на объектах данной сферы - посетителей стало гораздо меньше. Да и арендные ставки во многих регионах завышены, тогда как в тех же Москве, Санкт-Петербурге или Самаре арендаторы наоборот снижают ставки, чтобы привлечь крупных игроков. Окупаемость подобных проектов в среднем по стране составляет 3-5 лет.

Тем не менее, где-то с ноября 2009 года кривая спроса поползла вверх, люди стали больше тратить на отдых, поэтому развлекательное направление видится довольно перспективным. На мой взгляд, главные составляющие успеха - это, в первую очередь, грамотная концепция проекта, а также профессиональная команда сотрудников. Многие инвесторы не склонны тратить деньги на обучение персонала, а зря, ведь в любом бизнесе, особенно связанном с сервисом, большую роль играет именно человеческий фактор».


Наталья Камнева, арт-директор шоу-клуба «Жара»:

«Когда мы заходили на рынок в прошлом году, эта ниша была практически свободна: в городе существовало всего несколько стриптиз-клубов. А мы сделали упор на шоу-программы, в которых участвуют профессиональные танцоры, группы балета. Кризис не испугал, ведь во все времена в сложные для экономики годы выживали, в первую очередь, именно развлекательные заведения. Когда людям приходится тяжело, им необходима «разрядка». При этом мы понимали, что лишних денег у жителей стало меньше, поэтому не «заламывали» цены.

Клуб ориентирован на людей с разным уровнем достатка и разных возрастных категорий. Наши танцовщицы стрипа - самые красивые в городе, что привлекает сильный пол. А женщины идут к нам на мужской стриптиз, которого до этого не было в Омске на постоянной основе. Поэтому публику часто составляют компании из представителей разных полов. Сложно анализировать, насколько перспективен этот проект, но если мы работаем, значит, он востребован. Сегодня у нас два клуба, и об их закрытии речи не идет.

Если говорить о развлекательной отрасли Омска в целом, считаю, что нам необходимы новые идеи - то, чего нет и не было у нас, но существует в других городах и странах. Безусловно, сегодня мы уступаем тем же Екатеринбургу, Петербургу и Москве по уровню досуга. И, думаю, в ближайшее время в Омске ничего кардинально нового не появится. Для открытия заведения нужны определенные финансовые ресурсы: как минимум полгода предприятие будет существовать себе в убыток, да и потом необходимо поддерживать интерес публики, привлекая новыми предложениями, а это тоже требует немалых затрат».


Борис Собко, директор киноцентра «Галактика»:

«Не стану оценивать состояние развлекательной отрасли Омска в целом, т. к. я все-таки коммерсант, а не аналитик. Моя задача - быстро реагировать на появление новых картин и привозить их в наш город. Когда мне задают провокационный вопрос, нужны ли Омску еще кинотеатры, я отвечаю так: все, что у нас строится и открывается, идет на благо омичей. Когда на рынке большая конкуренция, игрокам приходится держать высокую планку - в итоге повышается качество услуг, расширяется репертуар.

За последние несколько лет уровень сервиса в этом сегменте заметно вырос, четыре омских кинотеатра сегодня поддерживают формат 3D. Поэтому я не скажу, что кинотеатры Омска уступают «коллегам» из Новосибирска или Санкт-Петербурга. Наш уровень - это хороший уровень. Однако зрительных залов на душу населения у нас достаточно. А значит, новый игрок должен быть на голову выше уже существующих на рынке, чтобы переманить зрителей у конкурентов.

Правда, федеральные игроки на омском кинорынке отсутствуют, и вряд ли потому, что им нечем удивить публику... Обратите внимание, например, с каким трудом открывалась у нас ИКЕА. Другой пример - крупнейший федеральный кинопоказчик «Синема-парк», который мог появиться и в нашем городе, если бы не ряд препятствий. В любом случае Омск - лакомый кусочек, и тот, кто поставит цель зайти и удержаться на этом рынке, должен быть настоящим профессионалом, знать специфику работы от а до я и целиком посвятить себя этому делу. В остальных случаях проект будет проигрышным».


 Евгений Щербаков, генеральный директор ООО «Центр деловой недвижимости «Навигатор»:

«Поскольку Омск является в настоящее время депрессивным регионом, с низким жизненным уровнем населения, то существующий на данный момент объем рынка развлекательной индустрии вполне удовлетворяет сложившемуся спросу и по количеству, и по структуре. В случае изменения экономической ситуации такое положение вещей не будет удовлетворять спрос, в особенности на высококлассные заведения клубного типа, дефицит которых, на мой взгляд, ощущается и сегодня. Главная трудность при заходе нового игрока на рынок состоит, во-первых, в повсеместном сокращении спроса населения на услуги индустрии развлечений, а во-вторых, в том, что тенденция экономии на отдыхе может сохраняться еще довольно долго.

Кроме того, как и в других отраслях, ощущается острая нехватка достаточного количества оборотных средств на развитие и поддержание на должном уровне объектов развлекательной сферы. Да и на скорый возврат вложенных средств пока рассчитывать не приходится. Вынужден констатировать, что низкий уровень доходов населения нашего региона, «провинциальность» Омска, в том числе в экономике и общественной жизни, приводит и к достаточно низкому общему уровню объектов развлекательной сферы. Что называется: «По Сеньке - шапка».

На мой взгляд, изменения в индустрии развлечений произойдут не раньше, чем улучшится экономическая ситуация и общая деловая активность в регионе в целом. В настоящее же время наблюдается тенденция увеличения роли домашних развлечений, в частности, с использованием возможностей глобальной сети: онлайн-игры, фильмы и т. д. Люди становятся более изобретательными в планировании собственного отдыха: заранее продумывают его программу, собирают информацию о картине, прежде чем пойти в кинотеатр и т. д. И вообще, люди больше времени проводят дома.

Если же говорить об удачных проектах последнего времени, то все шансы попасть в их число имеет семейный развлекательный комплекс, который должен открыться в бывшем здании Речного вокзала. При его создании соблюдены те условия, которые, на мой взгляд, являются залогом успеха предприятия: грамотное позиционирование проекта и определение его целевой аудитории, необходимый объем инвестируемого капитала, правильно подобранная команда профессионалов».


Александр Барко, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Авеста-Риэлт»:

«Мне сложно оценивать состояние индустрии развлечений в г. Омске, т. к. личного свободного времени мне хватает максимум на поход в кинотеатр 2-3 раза в месяц, а оборот объектов недвижимости данной направленности в нашем городе крайне невысок. По моему мнению, кризис, в первую очередь, ударяет как раз по развлекательному бизнесу, потому что люди уделяют больше внимания делам насущным, а «разрядку» предпочитают получать старым проверенным способом.

Кроме того, наши жители разделяют покупки и развлечения и чаще всего целенаправленно идут только за чем-то одним. Поэтому ТРЦ типа МЕГИ пока скорее экзотика для Омска, хотя, вероятно, за такими проектами будущее. В целом же, считаю, развлекательная индустрия очень перспективна, но только при условии стабильного роста благосостояния людей».


Марк Лось, начальник отдела коммерческой недвижимости ООО «Аркада-Стиль»:

«Я бы не сказал, что омичи во время кризиса стали заметно меньше тратить деньги на развлечения. Но и особого роста в этой сфере тоже не наблюдается. Думаю, что в более выгодном положении сегодня находятся кинотеатры - они продолжают собирать народ, как и раньше. Дорогой ресторанный сегмент несколько «просел», а вот заведения, рассчитанные на посетителей со средним и ниже среднего уровнем дохода, остаются востребованными, даже наблюдается некоторое развитие в этой части. Среднестатистическая семья по-прежнему может позволить себе потратить на отдых 500-1000 рублей один-два раза в месяц.

Также, на мой взгляд, пользуются спросом зоны досуга в крупных торговых центрах. К примеру, в МЕГЕ не лишним стало бы открытие кинотеатра и хорошего ресторана, ведь, приезжая туда, люди могут провести в этом комплексе весь день.

Кроме того, у нас в некоторых районах города, где доходность населения более низкая, ощущается явный дефицит досуговых учреждений, например, в пос. Солнечном, Чкаловском. Однако спрос на такие объекты есть. Вообще же, чтобы проект был успешным, нужно просчитать его от начала до конца; немаловажно найти хороший земельный участок и... взаимопонимание с властями. Но, по-моему, сегодня Омску хватает того количества развлекательных заведений, которое у нас имеется. Да и после кризиса вряд ли возникнет ажиотаж».

Виктория Беллер

журнал «Новый адрес» № 11/2010

ВЕРНУТЬСЯ НА ВЕРХ