Menu

Когда «разморозят» омские проекты?

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

Пнд, 01/03/2010

Цены на коммерческую недвижимость стабилизировались, однако об оживлении в этом сегменте рынка говорить пока не приходится. Девелоперы вынуждены замораживать свои проекты в Омске. В числе официально «приостановленных»: ТРК «Июнь», «Планета», «Арена-Молл», сообщает NAI Becar. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы на рынок выйдут только те проекты, которые сегодня находятся на стадии 80-90 % готовности. Что будет с остальными?

 

А. В. Барко, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Авеста-Риэлт»:

- По моему мнению, крупные объекты, площадью более 20 000 кв. м, останутся замороженными на ближайшие пять лет, если не навсегда. В дальнейшем будут реализовываться небольшие и средние точечные проекты. Наиболее вероятно развитие логистических центров: они и сейчас востребованы, и в будущем будут пользоваться спросом, а сегодня заморожены в силу долгой окупаемости.

 

С. Г. Давидонсов, специалист по коммерческой недвижимости, ООО «Стратегия партнерства»:

- Пока девелоперы не завершат старые проекты, они не начнут развивать новые. Если раньше приток инвестиций, в том числе из-за рубежа был существенным, то сегодня просто истек, нет свободных денег для открытия новой строительной площадки. Проще вложить средства в уже начатый проект, а через 2-3 года заняться чем-то с нуля. Хотелось бы, чтобы в Омске наконец появился современный логистический центр высокого уровня, ведь у нас нет ничего подобного в городе. Но в нынешней ситуации, когда даже существующие склады стоят невостребованными, громадный комплекс на тысячи квадратных метров рискует остаться невостребованным в полной мере. Девелоперы сегодня не станут развивать проекты, которые будут «отбивать» вложенные средства в течение 15-20 лет.

 

М. И. Лось, начальник отдела коммерческой недвижимости, ООО «Аркада-Стиль»:

- Самой востребованной на омском рынке по-прежнему остается торговая недвижимость. Она же приносит самый быстрый доход. Но речь идет скорее не о крупных торговых центрах, а о продовольственных магазинах «шаговой доступности». Офисные площади не пользуются таким спросом, равно как и производственные помещения. Что касается замороженных проектов торговой недвижимости, то в ближайшее время они вряд ли начнут реализацию своих проектов на омском рынке, так как в период кризиса это неперспективно. Хотя, если говорить в целом, этот сегмент должен ожить первым.

 

М. В. Сыров, генеральный директор, ООО «Фирма «Золотой ключик»:

- Пока ситуация в стране и мире не стабилизируется и не начнется подъем экономики, в большинстве своем замороженные проекты таковыми и останутся. Прогнозировать, какие из них оживут быстрее, сложно - это будет зависеть от востребованности того или иного сегмента, от успеха менеджмента конкретного предприятия и других факторов. Если говорить в целом, то у нас сегодня по-прежнему много торгово-офисных помещений, но, наверно, нет ни одного, где наполняемость была бы стопроцентной. Это свидетельствует о явной перенасыщенности предложения в данной категории.


А. А. Стуков, директор департамента коммерческой недвижимости компании «МИЭЛЬ»:

- В этом году в Омске вряд ли будут введены новые крупные объекты торговой недвижимости. Центр Левобережья уже перенасыщен. Емкость же рынка в целом по городу еще не выбрана полностью. У девелоперов вызывает обеспокоенность миграция арендаторов из одного торгового комплекса в другой. По-прежнему востребованными в городе как у арендаторов, так и у инвесторов являются объекты на пересечении пешеходных и транспортных потоков. Получая стабильный доход, торговые операторы соответственно могут себе позволить и достаточно высокие арендные платежи. Время покажет, какие новые торговые комплексы станут популярными у населения, а значит успешными.

 

Т. А. Котамов, заместитель генерального директора по коммерческой недвижимости, ООО «Сибинком»:

- Омский рынок сегодня перенасыщен административными, офисными и торговыми помещениями, поэтому у меня большие сомнения по поводу жизнеспособности заявленных гигантских проектов. ИКЕА смогла успешно открыться в период кризиса, но сумеют ли это сделать другие игроки? Да и оправдаются ли затраты при нынешней наполненности рынка? Теперь, чтобы заинтересовать население, этим компаниям придется предложить что-то новое, необычное. А вообще у нас не хватает производственных мощностей, необходимо осваивать новые технологии, развивать новые направления. На эти цели и следовало бы направить финансовые средства. Другой вариант - «переквалифицировать» замороженные объекты из торговой в развлекательную сферу. В Омске востребованы крупные центры семейного отдыха, в которых можно провести весь день. Не помешал бы городу и большой крытый стадион, ведь у нас в Сибири очень длинная зима.


журнал «Бизнес Недвижимость» от 01.03.2010

ВЕРНУТЬСЯ НА ВЕРХ