Menu

Государственные жилищные (военные) сертификаты

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

ЧТ, 25/02/2010

Часть I

Суть жилищного сертификата в соответствии с Указом Президента РФ «О выпуске и обращении жилищных (военных) сертификатов» от 10.06.1994г. № 1182 состоит в том, что он удостоверяет внесение первым владельцем (юридическим или физическим лицом, приобретающим сертификат) средств на строительство определенной общей площади жилья, размер которой не меняется в течение установленного срока действия жилищного сертификата. Право на получение жилищного сертификата имеют военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе или по состоянию здоровья, и некоторые другие категории граждан, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в денежном эквиваленте.

Также принята подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящая в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700. В соответствии с этой подпрограммой государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Правом на получение ГЖС обладают граждане Российской Федерации, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий являются:

- проживание в общежитии или на служебной жилой площади при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания;

- проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания.

Для участия в подпрограмме граждане, имеющие право на получение ГЖС, подают в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме, регламентированной законом, с приложением документов, указанных в ст. 19 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы... целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Получив сертификат, необходимо поторопиться с его реализацией, поскольку срок его действия - девять месяцев.

Владельцу жилищного сертификата субсидия предоставляется в безналичном порядке путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в кредитной организации, участвующей в реализации подпрограммы. Происходит это следующим образом:

- владелец сертификата сдает его в банк по месту приобретения жилья или по месту пребывания (в течении двух месяцев с момента выдачи);

- банк, проверив соответствие данных, содержащихся в сертификате, данным, указанным в документе, удостоверяющем личность, заключает договор банковского счета и открывает банковский счет на имя владельца сертификата;

- распорядитель счета для оплаты приобретаемого жилья представляет в банк по месту приобретения жилья договор банковского счета, договор на жилое помещение и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение и дает банку распоряжение на перечисление средств со своего банковского счета в счет оплаты договора на жилое помещение;

- в дальнейшем банк направляет в уполномоченный орган заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты приобретаемого жилого помещения;

- уполномоченный орган проверяет ее на соответствие данным, содержащимся в реестре заключенных договоров банковского счета, и при их соответствии представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка;

- после проверки территориальным органом Федерального казначейства платежных поручений заявка банка возвращается государственному заказчику подпрограммы, а территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы;

- государственный заказчик подпрограммы на основании единого реестра выданных сертификатов и сведений об оплате договоров на жилое помещение формирует и ведет единый реестр оплаченных сертификатов.

Все эти действия должны быть проведены в сроки действия ГЖС. Владелец ГЖС может столкнуться с трудностями, так как безналичные расчеты устраивают далеко не всех продавцов.

Следует помнить, что приобретение жилого помещения, в котором не выполняется условие о норме общей жилой площади в расчете на одного члена семьи, запрещено. При покупке жилья большей стоимости, чем размер субсидии по ГЖС, необходимо привлечь собственные деньги или взять кредит в банке. Порядок выдачи ГЖС регулируется Программой. Каждый участник Программы дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий, если, конечно, благополучно купит квартиру с использованием ГЖС.

Расчеты при приобретении жилого помещения с использованием государственного сертификата на материнский (семейный) капитал могут проходить подобным образом, только место государственного заказчика должен занять Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако, исходя из анализа текста части 1 статьи 10, становится ясно, что средства материнского (семейного) капитала не будут переводиться на отдельные банковские счета, открытые на имя обладателя права на дополнительные меры государственной поддержки, а будут непосредственно перечисляться со счетов Пенсионного фонда тем организациям, которые осуществляют продажу или строительство жилых помещений, а также физических лицам, отчуждающим жилое недвижимое имущество.

Сейчас сделки с жилищными сертификатами, в том числе сделки купли-продажи, на практике достаточно распространены. Жилищные сертификаты и государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал имеют много общего. Помимо того, что это именные документы, что право на получение сертификатов принадлежит отдельным категориям граждан и что их поддержка осуществляется за счет средств федерального бюджета, следует отметить, что обладатели обоих видов сертификатов имеют право приобрести жилое помещение не только в пределах выделенных государством для их поддержки средств, но и с использованием собственных или заемных средств. Также общей особенностью этих сертификатов является то, что расчеты по сделкам, связанным с использованием жилищных сертификатов, осуществляются, а с применением государственных сертификатов на материнский капитал должны осуществляться в безналичном порядке. Обобщение практики обращения жилищных сертификатов позволяет сделать вывод о том, что порядок расчетов при совершении сделок, направленных на приобретение жилья с применением жилищных сертификатов и с использованием государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в последующем будет иметь общие черты.

Проблема заключается в том, что одной из основных целью маткапитала является улучшение жилищных условий, но так как денежные средства предоставляются непосредственно после оформления права собственности на выбранный объект жилой недвижимости, встает вопрос: как предложить собственнику отчуждаемой квартиры (продавцу), подписать Договор купли-продажи, при котором денежные средства в полном объеме он получит примерно через полгода? Выход из ситуации возможно лежит на поверхности: необходимо создать такую подпрограмму (как у военнослужащих), предполагающую выпуск целевых именных сертификатов, которые могут быть реализованы, с подробным описанием способа, порядка и условий обналичивания данного сертификата. Можно разбить процедуру на два этапа. Первый этап - создание базы семей, получивших сертификат на материнский (семейный) капитал, который бы позволил рассчитывать примерные годовые бюджеты для финансирования этой программы (без ожидания полугодичного срока для использования предоставляемой поддержки). Второй этап - решение вопроса о целевом использовании средств маткапитала, и получение семьей второго именного сертификата с указанием целей использования. При улучшение жилищных условий это позволило бы ускорить процедуру обналичивания средств с шести месяцев до двух-трех недель с момента регистрации права собственности на улучшенное жилье, как это на практике происходит с государственными жилищными военными сертификатами.

Часть II

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ