Menu

42% игроков ушло с рынка коммерческой недвижимости

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

Пнд, 21/12/2009

В общей сложности количество операторов коммерческой недвижимости в Омске с марта 2008 по ноябрь 2009 года сократилось на 42%. Такое «вымывание» рынка можно объяснить не только усугубившейся финансовой ситуацией, но и тем, что в 2007-2008 гг появилось множество небольших фирмочек, которые пришли на рынок сорвать куш, не задумываясь о долгосрочной перспективе.

О тенденциях уходящего года и о ближайших бизнес-перспективах  рассказал Александр Барко, начальник отдела коммерческой недвижимости ООО «Авеста-риэлт».

 - Александр Владимирович, прежде всего, наверное, стоит начать разговор с игроков рынка. Насколько кризис сократил количество агентств в сегменте коммерческой недвижимости (КН)?

В общей сложности количество операторов коммерческой недвижимости в Омске с марта 2008 по ноябрь 2009 года сократилось на 42%.  Такое «вымывание» рынка можно объяснить не только усугубившейся финансовой ситуацией, но и тем, что в 2007-2008 гг  появилось множество небольших фирмочек, которые пришли на рынок сорвать куш, не задумываясь о долгосрочной перспективе. И в кризис эти самые фирмы «сдулись» в первую очередь. Потому наиболее резкое падение по количеству операторов отмечалось в прошлом году, сейчас оно остановилось. На рынке остались самые сильные и приспособленные игроки, главная задача которых сегодня сохранить на местах профессиональных брокеров с хорошим опытом.

 - А если рассматривать в целом рынки жилой и КН, то у какого из них, на ваш взгляд, наибольший потенциал для восстановления?

Если сравнивать эти сегменты, то первой оказывается значительная поддержка со стороны государства. Это обусловлено тем, что при ухудшении экономической ситуации, власти важно сохранить социальную стабильность. Соответственно сегодня потихоньку возрождается ипотека, программы поддержки дольщиков,  у нас губернаторские программы для молодых семей и для ветеранов войны,  Министерство обороны РФ осуществляет программу по предоставлению жилья военным. На всех уровнях власть направила за этот год огромные суммы в эти направления. За счет этого спрос на жилье  активизируется. При этом складывается парадоксальная ситуация - квартиры сегодня могут быть раскуплены, а первые этажи, отстроенные под КН, простаивают даже несмотря на значительные скидки на ее приобретение.

Считаю, что потенциал для выхода из кризиса у жилья значительно выше, чем у КН. Однако если по жилью сохраниться тенденция роста хотя бы в течение 3-4 месяцев, то  можно будет говорить и о росте в сегменте КН. И в целом это повлияет на экономику. Как часто повторяет наш губернатор, «строительство является краеугольным камнем любой экономики»: оно тянет за собой все другие производственные отрасли, сферу коммунальных услуг и прочие.

 - Получается, что со стороны власти сегменту КН помощи ждать не приходится?

КН власть и до кризиса не оказывала особого внимания. «Раз уж вы занялись коммерцией, то и свои проблемы решайте сами», - такова позиция государственных структур. Так, например, есть закон об ипотеке, но он распространяется только на жилье. Для КН его так до конца и не приняли. Да, у банков есть схемы для КН, но и из-за отсутствия специального закона банки подстраховывают себя высокими ставками.

Другой аспект: в текущем году банки получили значительную финансовую господдержку, но эти средства никуда дальше не пошли. Сегодня практически нет денег в свободном обороте. Кстати, тут становится понятным, почему и инфляции нет в стране. Как говорится: «На кладбище инфляция равна нулю всегда».

Что касается программы помощи малому и среднему бизнесу - это капля в море, причем совершенно не ощутимая. Условия, например, по муниципальным помещениям для КН не выгодны даже с учетом льгот на выкуп арендуемых объектов: цены в итоге не ниже рыночных. Отдельно взятому бизнесу может и помогает такая программа, а в целом это не дает результата.

- Так какие же перспективы у рынка КН в 2010 году?

В Омске слишком много торговых комплексов, особенно на Левом Берегу, и потому проблемы с пустующими площадями будут сопровождать этот сегмент и дальше. Выход здесь один: обратить внимание на формат общественного питания, фитнесс-залов и оздоровительных центров. Ведь кроме шопинга, который в кризис не столь популярен, активной части населения нужно еще чем-то разнообразить свой досуг.

Прогнозировать дальнейшее развитие в 2010 году сложно. Однозначно можно сказать, что люди четко понимают чего хотят, соизмеряют свои возможности с конъюнктурой рынка. Конкретно в нашей сфере: хочется верить, что первым от кризиса все-таки очнется сегмент производственной недвижимости. Ведь, не секрет, что основа развития экономики это именно производство, которого у нас сегодня недостаточно.


журнал "Бизнес недвижимость" от 21.12.2009

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ