Menu

Продуктовые магазины – хит сезона.

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

Пнд, 26/10/2009

Начиная с августа на рынке коммерческой недвижимости наметилось оживление. В первую очередь спрос увеличился на торговые площади под продуктовую группу, а также на небольшие площади под пищевое производство. Причём основные «события» происходят в сегменте магазинов формата «у дома» площадью 100-300 кв.м.

С чем это связано?

Я выделил бы несколько факторов:

  • Экономический кризис меньше всего отразился на продуктовом рынке. Это вполне естественно: экономить «на еде» люди будут в последнюю очередь.
  • С омского рынка ушло несколько федеральных продуктовых сетей, а заявившие о приходе так и не осуществили свои планы. Это дало толчок к росту спроса на отдельные магазины и небольшие сети формата «у дома».
  • Местные мелкие и средние предприниматели в сегменте продуктового рынка крайне редко пользовались кредитными средствами, и фактический крах системы кредитования сыграл им только на руку, т.к. крупные «акулы» просели с кредитованием.
  • Снижение цен на коммерческую недвижимость на 30-40% в период с октября 2008 г. по июнь 2009 г. расширило покупательскую способность мелких и средних предпринимателей.
  • Значительная часть игроков на рынке коммерческой недвижимости, зарабатывающая на покупке-продаже новостроек, вывела свои средства из этого сегмента и какое-то время пыталась определиться со сферой их вложения. К концу лета одной из самых перспективных сфер стала продуктовая группа.
  • В это же направление бросились и другие игроки, как-то: бизнесмены от игорного бизнеса, часть игроков (не специалистов) с рынка ценных бумаг и т.д.

Таким образом, торговые площади продуктового направления формата «у дома» на сегодняшний день являются лидером спроса на рынке коммерческой недвижимости.

Однако я абсолютно уверен, что это временное явление; скоро на рынке продуктовых магазинов станет очень «тесно» и спрос на такие площади снизится до нормального уровня. Учитывая ныне существующую активность в этом сегменте, считаю, что спрос снизится уже через 1-3 месяца.

Поэтому сейчас бизнесменам, желающим разместить свои средства на рынке коммерческой недвижимости в расчете на средне- и долгосрочную перспективу необходимо брать в расчет другие направления.

Считаю, что стоит обратить внимание на: складские помещения, небольшое производство; для людей, обладающих серьезными средствами, - на девелоперские строительные проекты.

Чтобы принять верное решение, необходимо разбираться в тенденциях на этом сложном рынке. И здесь вряд ли возможно обойтись без совета и помощи компетентного специалиста, профессионала. Найдите время на беседу с ним.


Начальник ОКН «Авеста-риэлт», Александр Барко.

журнал "Бизнес недвижимость" от 26.10.2009

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ