Menu

Отношения на рынке коммерческой недвижимости в условиях кризиса

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

ВС, 28/06/2009

В сложившихся за последние полгода условиях на рынке коммерческой недвижимости собственники были вынуждены пересматривать свои отношения с арендаторами и покупателями. О сегодняшней ситуации на рынке коммерческой недвижимости  рассказал председатель Клуба Брокеров коммерческой недвижимости Александр Барко.

Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику привело к изменениям в структуре рынка коммерческой недвижимости, а также к формированию новых условий ведения бизнеса для всех его участников. За последние 3-4 года между игроками рынка сложились достаточно доверительные, цивилизованные отношения, но начавшийся в 2008 году кризис все это нивелировал. Взаимоотношения участников рынка коммерческой недвижимости практически вернулись к хаосу 8-10-летней давности.

В период с октября 2008г. по март 2009 г. на рынке наблюдалось снижение спроса как на покупку, так и на аренду объектов коммерческой недвижимости, вызванное, в первую очередь, выжидательной позицией, а также проблемами в бизнесе практически у всех участников рынка. Большинство компаний пересмотрели планы своего развития и, соответственно, бюджеты на 2009 год.

Учитывая тяжелую ситуацию с долговыми обязательствами, многие собственники шли на уступки как при продаже, так и при сдаче объектов в аренду. Покупатели и арендаторы же приступили к жесткому прессингу владельцев объектов.

Сейчас ситуация начала меняться. Так, по аналитическим данным членов Клуба Брокеров, в период с февраля 2009 г. прекратилось резкое падение цен как по аренде, так и по продаже коммерческой недвижимости. Стоит также отметить, что и взаимоотношения участников данного сегмента стали приходить в норму. Конечно, как и в начале кризиса, рынок по-прежнему принадлежит покупателю и арендатору. Однако жесткое давление с их стороны уже встречает серьезный отпор.

Сумасшедших дисконтов, предоставляемых владельцами еще полгода назад, сейчас никто не предлагает. За период с марта по май 2009 года цены снизились только на 2-3%, и собственники больше не готовы их снижать. Ситуация такова, что владельцам выгоднее сдавать подобного рода помещения в аренду, причем по вполне приемлемым ценам, поскольку того разрыва между спросом и предложением, какой был зимой, уже нет. Также активизируются федеральные инвесторы (Москва, Санкт-Петербург), страны ближнего зарубежья (например, Казахстан), что приводит к определённому (пусть небольшому) повышению спроса.

Подводя итоги, хочется сказать, что нынешний кризис в первую очередь является кризисом доверия и кризисом «страха».

В такой ситуации важнейшим условием выхода из тупика является нормализация взаимоотношений всех участников рынка.

В связи с этим хочу дать несколько советов.

Покупателям: цены на ликвидную недвижимость в дальнейшем снижаться не будут. Дисконт, на который можно рассчитывать, в данный момент составляет 10, максимум 15 %.

Арендаторам: в погоне за минимальными ставками вы рискуете потерять всё. Если раньше потребитель был везде (где больше, где меньше), то сейчас он концентрируется в конкретных местах и зонах. И важно угадать место, а не делать ставку на минимизацию расходов по арендной плате. И ещё: не надо ссориться с арендодателем и «выкручивать ему руки». При малейшей возможности он вам ответит тем же.

Собственникам: нет поводов для «загибания» цен, но нет и оснований для паники. Главное, на что стоит обратить внимание сейчас, это юридическая чистота объекта. Оформите всё в соответствии с законодательством, и ликвидность (не путать со стоимостью) вашего объекта повысится.

Для всех: в современных условиях невозможно быть «профессионалом широкого профиля». У Вас есть свой бизнес, в котором Вы разбираетесь лучше всех. Так и на рынке коммерческой недвижимости есть профессионалы, которые отслеживают все тенденции, изменения во взаимоотношениях участников рынка, новое в законодательстве.

Поверьте, настоящий брокер на рынке коммерческой недвижимости заинтересован в том, чтобы обе стороны: покупатель/арендатор и собственник, - получили то, что хотят, и на выгодных для них условиях. И если к Вам обращаются клиенты по Вашему профилю, то почему бы Вам не стать нашим клиентом?


журнал «Бизнес Недвижимость» от 29.06.2009

ВЕРНУТЬСЯ НАВЕРХ