Menu

Двойники на рынке или защита имени

src="//www.googleadservices.com/pagead/conversion/1029990359/?value=1.00&currency_code=RUB&label=_nVvCLuZkQcQ18-R6wM&guid=ON&script=0"/>

ПТ, 30/03/2007

Сегодня свидетельства на данные товарные знаки размещены в холле компании в одном ряду с дипломами, благодарностями и другими документами, характеризующими высокий статус «АВЕСТА-Риэлт».

 

- Валерий Владимирович, хотелось бы сразу определить аудиторию, с которой Вы намерены поделиться своим опытом и предостеречь от ошибок.

- Мой опыт адресован, прежде всего, тем, кто открывает своё агентство недвижимости, либо осуществляет ребрендинг компании. В Федеральном законодательстве появляется все больше законов, которые защищают бизнес, и если мы придерживаемся этих норм, то нас не страшат ни судебные разбирательства, ни штрафные санкции, ни другие тяжелые последствия. Торговая Марка - это материальный актив, который показывает, что фирма работает на рынке стабильно, намерена существовать долго и ее услуги качественны. Регистрация Торговой Марки (товарного знака) как интеллектуальной собственности как раз и является одним из шагов, позволяющих обезопасить свой бизнес.

- Какие события послужили толчком к регистрации Вашей компанией товарных знаков «АВЕСТА-Риэлт» и «С нами легко»?

- Наше агентство в этом году будет отмечать свое 13-летие, мы очень хорошо известны горожанам, наше имя раскручено, мы дорожим своей репутацией. Но несколько лет назад в Омске начали появляться компании с созвучными именами. Меня коробило то, что нашим именем начали прикрываться дилетанты. Нередко к нам приходили люди, которые только у нас понимали, где настоящая «Авеста». Бизнес становится все сложней, жестче и никто не застрахован от ситуации, когда твой бренд, раскручиваемый в течение десятка лет, вдруг оказывается в руках недобросовестного конкурента. Твою марку регистрируют, и бизнесмен с именем вдруг остается ни с чем…

Сегодня меня защищает Закон не только от прямого совпадения имен, но и от тех случаев, когда изменены одна-две буквы бренда. Я могу обратиться в суд, и докажу, что мое имя играет конкуренту на руку. Выданный государством охранный документ - свидетельство на товарный знак, защищает мои исключительные права, т.е. права владельца товарного знака.

- Валерий Владимирович, чуть отступим от основной темы. А каково происхождение слова «АВЕСТА-Риэлт»?

- «Авеста» - это восходящая звезда. Красивое название, красивое слово и красивая легенда. Имя легко запоминается, благозвучно, не сложно в произношении. Ну и буква «А» всегда стоит в начале!

- Получается, что кроме Вас, никто не додумался воспользоваться этим словом для названия компании?

- Точнее следует сказать так: данное название как товарный знак не было зарегистрировано в сфере недвижимости, оценочной деятельности и строительства. Имеет значение именно область деятельности компании: если чья-то «Авеста» захочет заняться медициной, проблем с этим не будет. Самое главное не повториться в одной отрасли, так как свидетельство на товарный знак защищает права его владельца от недобросовестных действий конкурентов.

Хочу еще раз обратиться к тем компаниям, которые сегодня уже имеют известное имя, но не регистрируют его, полагаясь на совесть конкурентов. К сожалению, с течением времени появляются и другие формы бизнеса - некачественные, нечестные. Предприниматели, бизнесмены переступают через многие законы общества, жизненные принципы, связанные с этичностью, им наплевать на человечески нормы, апеллируя к букве закона, они могут разрушить ваш бизнес.

Буквально год назад всех нас всколыхнула история, когда «чужими руками» был запатентован бренд известного агентства недвижимости, который в дальнейшем первопроходцу пришлось выкупать у нечистоплотного дельца.
Просьба к компаниям: защищайте свой бизнес! Будет обидно, когда кто-то, не соблюдающий этические нормы, перейдет вам дорогу.

- По-моему, в прошлом году мы были свидетелями использования слогана Вашей компании другими фирмами. Как Вы решали эту проблему?

- Поскольку заявка на регистрацию товарного знака была на государственной экспертизе, в Роспатенте, мне оказалось достаточным сделать пару звонков, объяснить ситуацию и фирмы перестали пользоваться моим слоганом. Но я столкнулся с тем, что люди не понимают, что так поступать нельзя. Это как в ситуации, когда ребенок играет спичками и не понимает, что может произойти пожар. Так и взрослые люди совершают поступки, последствия которых не предвидят. Но это уже зависит от уровня юридической подготовленности директоров риэлторских компаний.

Сегодня, после получения свидетельства на товарный знак, в аналогичных случаях достаточно будет приложить к письму копию этого документа, чтобы приостановить использование запатентованного бренда. А иначе последует обращение в суд.

- Кто-либо контролирует эту ситуацию на рынке?

- Контролирующих органов в данном случае нет. Это наши проблемы. Закон нас защищает, но функция контроля возложена на собственника. Если есть претензия, пишите письмо, обращайтесь в суд, и он будет защищать Вас в рамках, предусмотренных законом.
Еще раз обращаюсь к коллегам: подумайте о своем будущем, обезопасьте бизнес!

Право первого заявителя

Комментирует ситуацию Виталий Владимирович Шишурин, директор ООО «Патентное агентство», патентный поверенный РФ, оценщик.

Товарный знак дает монопольные права на использование конкретного изобразительного элемента, либо словесного обозначения, либо комбинированного знака по отношению к тем товарам и услугам, к которым товарный знак зарегистрирован. Таким образом, товарный знак пресекает появление сходных обозначений на территории РФ, которые использовались бы разными лицами в отношении однородных товаров и услуг. У лица, зарегистрировавшего товарный знак, появляется самое главное право - право запрета на использование без его ведома тождественного или сходного до степени смешения обозначения. И если какое-либо лицо начинает использовать обозначение, сходное с зарегистрированным товарным знаком, то оно автоматически становится нарушителем исключительных прав владельца товарного знака, т.е. совершает противоправные действия.

Что показывает наша практика? Бывают случаи, что у солидной фирмы с позитивным опытом, хорошей клиентской базой появляется конкурент, который, не имея средств, либо желания вкладывать деньги в раскрутку нового имени, выходит на рынок под чужим брендом, предварительно регистрируя его как торговый знак. И в этом случае очень сложно помочь тому, кто вовремя не защитил свое имя, поскольку по закону действует право первого заявителя - то есть лицо, которое выйдет на рынок позже, может заявить товарный знак на регистрацию и получить эту регистрацию, если ранее аналогичное свидетельство никому не выдавалось на территории РФ.

 


В итоге лицо, раскрутившее свою торговую марку и всем хорошо известное именно под этим именем, будет вынуждено отказаться от его использования. Более того, он становится нарушителем прав владельца товарного знака.

Фирма, которая не регистрирует ТЗ, автоматически рискует остаться не только без имени, как идентифицирующего элемента для потребителя, но и одновременно попасть под штрафные санкции. На сегодняшний день за нарушение исключительных прав владельца товарного знака законодательством установлен штраф в размере от 100 тысяч до 5 млн. рублей за факт незаконного использования товарного знака.

Зададимся еще одним вопросом. Какие компании сегодня проявляют активный интерес к регистрации ТЗ? В первую очередь те, кто ориентирован на стабильность своего бизнеса, на развитие, кто смотрит в будущее. В Омске таких компаний достаточно.

Хотел бы предупредить, что процедура регистрации в Роспатенте весьма продолжительна по времени и длится до 1 - 1, 3 лет. Кроме того, наш богатый русский язык оказывается ни так уж богат, как хотелось бы. Практически все рекламоспособные слова и выражения уже являются зарегистрированными товарными знаками, то есть в отношении множества слов уже закреплено право собственности.

Товарный Знак - это материальный актив, который показывает, что фирма работает на рынке стабильно, намерена существовать долго и ее услуги качественны. Предприятие или предприниматель, владеющий товарным знаком и ценящий его, предпримет все усилия для того, чтобы вести бизнес достойно и ничем не испортить репутации своего товарного знака. Со временем именно товарный знак диктует потребителю приобретать ему товар и услугу соответствующего производителя или отказаться от него.

И еще несколько практических советов

Перед регистрацией названия фирмы обязательно проконсультируйтесь у патентных поверенных, не зарегистрировано ли это наименование в качестве товарного знака в данном товарном сегменте, поскольку регистрация товарного знака действует на всей территории РФ. Если такая информация подтверждается, то нужно будет серьезно задуматься о целесообразности использования данного обозначения - ведь вы заведомо становитесь фирмой, которая будет выводить контрафактную продукцию, либо оказывать контрафактные услуги.

Нередко в СМИ рядом с именем компании или ее символом можно встретить маркировку «ТМ». Хотелось бы обратить внимание на то, что использование данного символа без подачи заявки на регистрацию товарного знака является нарушением закона, также, как использование ® без наличия свидетельства о регистрации.

ВЕРНУТЬСЯ НА ВЕРХ